Игры



 ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЯ, НА РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИИ.
Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение - есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:
"Резиночка".
Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой.
"Повтори движение" (вариант игры Б. П. Никитина "Обезьянки")  
      Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить "фигуру". Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.

Игры с рисованием.
Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму - то можно поиграть в игры с рисованием. Скажем, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель - для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее). Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим.


ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ:

«Кто из нас внимательнее?»

Количество игроков: двое
Дополнительно: поднос и 10—15 разных мелких предметов (зажигалок, коробков спичек, брелоков, монеток и т. д.)
Кладем предметы на поднос и даем нашим «разведчикам» посмотреть на все это и запомнить как можно больше вещей. Затем уносим поднос и что-то меняем на нем: убираем один из предметов и (или) добавляем что-то еще. Теперь задача игроков — первыми угадать, что вы спрятали, а что положили.
Побеждает тот, кто большее количество раз окажется первым.

«Нос-лоб-ухо»

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Ведущий говорит:
– Указательным пальцем правой руки дотроньтесь до носа и скажите при этом «нос». Еще раз, еще. Я буду делать то же самое. Но, как только я скажу, например, «лоб», вы должны немедленно дотронуться до лба. Понятно? Начали! Нос—лоб—нос—нос—лоб—лоб—ухо!
Так как об ухе в начале игры речи не было, дети мгновенно путаются. Причем, сказав «ухо», ведущий специально обманывает ребят, указывая пальцем не на ухо, а на лоб или на подбородок, а ребята невольно делают то же самое.

«Летел лебедь»

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Ребята становятся в круг, правая ладонь каждого игрока кладется на левую ладонь соседа справа. На ударный слог считалочки по кругу нужно хлопать по ладони соседа слева. Считалочка может быть, например, такая:
 Летел лебедь
По синему небу,
Сломал крыло,
Сказал число.
 Тот, чья очередь хлопать, называет число (лучше заранее договориться называть числа в пределах 10 или 20). Начиная со следующего игрока, считаем участников по кругу. Игрок, стоящий за последним из "пересчитанных", должен успеть отдернуть ладонь, прежде чем тот по ней хлопнет. Проигравший выбывает.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЯ:
«Мыши в мышеловке»
Материалы, и наглядные пособия: если игра проходит в помещении, то желательно музыкальное сопровождение.
Из числа игроков выбираются «мыши» (5—7 человек). Остальные игроки, взявшись за руки, образуют мышеловку. «Мыши» находятся вне круга. Игроки, образующие мышеловку, начинают ходить по кругу то влево, то вправо, причем руки их подняты вверх. Они приговаривают: Ах, как мыши надоели, Все погрызли, все поели. Берегитесь же, плутовки, Доберемся мы до вас. Вот поставим мышеловки, Переловим всех за раз!

В то время, пока дети в круге произносят слова, «мыши» беспрепятственно передвигаются по всему игровому пространству: забегают в круг, выбегают из него. Но как толь
ко звучат последние слова «За раз!», — дети, стоящие в круге, опускают руки. «Мышеловка» захлопнулась. Игроки, не успевшие выбежать из круга, считаются проигравшими. Пойманные «мыши» встают в круг, и размер «мышеловки» увеличивается. Когда все «мыши» пойманы, дети меняются ролями и игра продолжается.

  
«День и ночь»
Материал: мел. На двух противоположных концах площадки отделяют пространство — дом дня и дом ночи; посередине площадки проводится еще одна черта. Игроки делятся на две команды. Команды занимают место в центре площадки по разные стороны от средней черты. Они стоят спиной друг к другу. Ведущий говорит: «Внимание», «День» или «Ночь». И в зависимости оттого, какое слово он произнес, дети названной команды догоняют детей из противоположной команды. Ловить убегающую команду можно только до тех пор, пока игроки не пересекут черты своего дома.

«По очереди»
Необходимые материалы: мяч.
Игроки делятся на 2 команды и строятся в колонны. Один из игроков располагается напротив своей команды и держит в руках мяч. По сигналу ведущего он бросает мяч партнеру. Тот, в свою очередь, бросает мяч обратно и присаживается на корточки. Далее мяч кидают второму игроку, третьему и всем по-, следующим. Та команда, которая выполняет задание первой,- выигрывает.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИИ:

Игровые упражнения – в сказке

Расскажите и наглядно покажите малышу сказку, например такую:
«Наступило утро, язычок проснулся и открыл свое окошко (открываем рот). Смотрит язычок вверх, «Где же наше солнышко?» (попытаемся дотянуться до носа).
«А кто у нас гуляет во дворе?» - смотрит язычок налево (вытягиваем язык к левой щеке),
потом - смотрит направо (вытягиваем к правой щеке).
«А где же наш Сереженька (имя ребенка)?
Тут наш Сереженька! (имя ребенка)
- «Приве-е-ет!!» - приветственно «помашите» язычком из стороны в сторону.
- «Пока!» - помашите языком вверх-вниз».
Упражнение «Хомячок спрятал орешки»
Расскажите малышу, как хомячок любит прятать орешки за щеки. Завлеките интерес крохи словами: «Хочешь, я покажу тебе, как он это делает? А у тебя получится?» «Перекатывайте орешки» так: с закрытым ртом с напряжением упираем кончик языка в щеки - то одну, то другую. Получается со стороны это выглядит так, будто за щеками у нас твердые шарики-«орешки».

Упражнение «Шарик во рту»
«Показать фокус? Смотри малыш – у меня во рту шарик!» Надуйте щеки, через 2 секунды - сдуйте щеки, как будто проглотили шарик
– «Я его проглотила!». Откройте широко рот.
– «А ты так сможешь?»

ИГРОВЫЕ МЕТОДИКИ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ И ФАНТАЗИИ.
«Съедобное - несъедобное»
Цель игры:
Развитие внимания, реакции, сообразительности и ловкости.
Играющие встают в шеренгу либо в круг. Ведущий подходит по очереди к каждому игроку и с определенного расстояния кидает ему в руки мяч, одновременно произнося какое-либо слово. Если это слово относится к разряду «съедобное» (фрукты, овощи, названия блюд), игрок должен поймать мяч. В противном случае - отбить его. Если игрок ошибается и ловит мяч на слове «валенки» например, это вызывает неописуемый восторг и остальных участников, которые по-доброму смеются над товарищем.

«Шифровальщик».
Цель игры:
Развитие ассоциативной памяти, внимания.
А Б В К М Н О Л Д Т
1 2 3 4 5 6 7 8 9 0
2780 37281 4756101
. Каждой цифре соответствует определённая буква (ключ дан в задании). Дети вместо цифр записывают соответствующие буквы и получают слово.

«Близнецы».
Цель игры:
Развитие внимания, реакции, сообразительности.
 Учащиеся встают и выходят из-за парт. Они кладут друг другу руки на плечи и закрывают глаза. По сигналу ведущего они выполняют следующие команды:
– присесть;
– встать;
– встать на цыпочки;
– наклониться влево;
– наклониться вправо;
– прогнуться назад;
– простоять на правой ноге, согнув левую ногу в колене;
– простоять на левой ноге, согнув правую ногу в колене.
Ребята должны выполнять команды слаженно и тихо.
«Отгадай чей голосок»
Цель игры:
Развитие внимания, слуховой памяти, реакции, воображения.
Все играющие образуют круг, а один из них становится в центре и закрывает глаза.
Дети, держась за руки, идут по кругу вправо (влево) и произносят:
Вот построились мы вкруг,
Повернулись разом вдруг
.

На эти последние слова все отпускают руки и поворачиваются на 360 градусов, продолжают движение в том же направлении.
А как скажем:
Скок, скок, скок,
Отгадай, чей голосок.
Слова «скок, скок, скок» говорит один, которого заранее выбрали.
Стоящий в центре открывает глаза и старается отгадать, кто произнес слова «скок, сок, скок». Если водящий отгадал, тот идет в середину. Если водящий не угадает, он продолжает водить – стоять в середине круга.

КОМПЛЕКТ ФИЗМИНУТОК, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА КОНЦЕНТРАЦИЮ ВНИМАНИЯ И РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ.
Одним из обязательных условий организации урока являются физминутки.
Физминутка – минутка физических упражнений, направленная на снятие усталости. Усталости чего? Что устало у детей на данном этапе урока? На эти вопросы должен ответить учитель прежде, чем предложить детям проведение физминутки.

Игра "Деревья, кустарники, травы"
Направлена, главным образом, на улучшение переключаемости и концентрации внимания младших школьников, может быть использована как физминутка при изучении темы "Какие бывают растения?"
Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводятся в стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие). По ходу игры ведущий (учитель) может вставлять названия грибов и животных не предупреждая, тогда дети не должны выполнять никаких действий, стоять свободно. Можно варьировать скорость игры, от медленной, до быстрой. Первые действия ведущий выполняет вместе с детьми. Исходное положение – стоя у парты.

Игра "Как росло растение"
Ее можно провести на уроке по теме "Как развивается растение". Учитель предлагает детям представить, что они маленькие семена, попавшие в почву. (дети садятся на корточки, сжимаясь в комочек) Далее учитель рассказывает, как развивается из семени растение:
- Маленькому семени зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтоб согреться (мышечное напряжение, глаза зажмурены)
Весной солнечные лучи согрели землю и семя отогрелось, расправило свои плечи (расслабление мышц)
Ему так стало интересно, что там, наверху, что оно потихоньку стало расти. У него появились корешки (дети встают на ноги, открывают глаза)
и первые листочки (поднимают руки над головой, полусогнуты в локтях).
Солнышко так согрело росток, появившийся из семени, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнцу своими листьями (дети вытягиваются вверх, поднимаются на цыпочки, машут кистями рук).
И вот однажды на ростке расцвёл цветок, он улыбнулся солнышку и другим цветкам (дети улыбаются учителю и друг другу, поворачиваясь из стороны в сторону).
 А потом наступила осень и на месте цветка образовались семена, которые растение сбросило в почву (движения руками, будто стряхивают воду, направлены на снятие накопившегося мышечного напряжения).
Вот так целый год росло растение.

Упражнение для мобилизации внимания
Исходное положение - стоя, руки вдоль туловища.
1 - правую руку на пояс, 2 – левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 – правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7-8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13-14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2-3 раза - средний, 4-5 - быстрый, 6 -медленный.



ИГРОВАЯ ГИМНАСТИКА В ПРОЦЕССЕ САМОПОДГОТОВКИ.
Рассматривая игру как всеобщую спонтанно возникающую форму воспитания, Д.Б. Эльконин подчеркивал, что ни один другой вид человеческой деятельности не образует вокруг себя такого мощного "педагогического поля". Уникальность игры в том, что это и есть та деятельность, в процессе которой формируется человеческое воображение и без которого невозможно творческое развитие личности. Лишить ребенка игровой практики - значит лишить его главного источника развития: импульсов творчества, богатства отношений. Ребенок - существо играющее, в игре как форме человеческой радости он становится совершенней.

Гимнастическая игра – «Дерево»

Было деревце маленькое.
Сидим на стуле или на корточках. Ладонью показываем - какое маленькое.
Стало расти – и выросло.
Выпрямляемся, хорошо тянемся вверх.
Выросли ветки,
Руки вверх.
На ветках листочки.
Пальцы растопыриваем, помахали.
Нет ветра – дерево тихо стоит, не шелохнется.
Замерли с поднятыми руками и растопыренными пальцами.
Легкий ветерок подул – листики затрепетали.
Вы уже поняли: листки показываем пальцами.
Подул ветер посильнее – ветки закачались.
Туда-сюда, туда-сюда.
И листики трепещут.
Качаем руками из стороны в сторону, движения пальцев-листиков присоединяем по желанию.
Сильный ветер подул – дерево закачалось.
Туда-сюда, туда-сюда.
Ветки качаются, листики трепещут.
Неглубокие наклоны в стороны, движения веток и листиков и слова о них присоединяем по желанию.
Ураган налетел!
Дерево наклонилось, ветки качаются, листики трепещут.
Наклон в одну сторону.
Стих ураган, выпрямилось дерево.
Отдыхает.
Выпрямляемся, отдыхаем.
С другой стороны ураган налетел!
Дерево наклонилось, ветки качаются, листики трепещут.
Наклон в другую сторону.
Стих ураган, выпрямилось дерево.
Отдыхает.
Выпрямляемся, отдыхаем.
С моря буря налетела!
Дуем.
Дерево наклонилось, наклонилось, еще наклонилось… и сломалось!
Наклоняемся вперед потихоньку, потом складываемся пополам – сломалось дерево.
Стихла буря. Выросли у дерева новые ветки.
Выросли на ветках новые листочки.
Вот какое большое выросло дерево!
Понемногу выпрямляемся, тянемся вверх, вытягиваем руки, тянемся за ними.
Листиками машет, ветками качает, нам привет посылает.
Приветственно машем руками.
Создать и удержать эмоциональный настрой детей в ходе самоподготовки поможет и музыка. Инструментальная музыка, соответствующая звучанием, интонацией литературному тексту, углубляет переживания школьников и помогает работе мысли. Музыка поможет сосредоточиться, создаст иллюзию уединения, которая особенно нужна первых порах приучения к самостоятельной работе.
Важны в процессе самоподготовки элементы игры, ожидание сюрприза. Детям, которые раньше основного времени заканчивают выполнение задания, можно положить на стол яркий конверт с хитроумной загадкой, шарадой ребусом.

СЦЕНАРНЫЕ РАЗРАБОТКИ ИГРОВЫХ ПРОГРАММ.
Существует целый ряд различных игр с их законами и правилами. Поэтому перед педагогикой игры стоят задачи: установить, какие из них развивают положительные качества; определить средства педагогического воздействия, изучить и научно обосновать методику проведения игры.

При составлении игровой программы нужно использовать все виды игр, наиболее нужно уделять внимание интеллектуально-познавательным.
         Есть такие общие признаки, характеризующие игру:
*      Наличие игрового пространства.
*      Наличие правил игры.
*      Наличие добровольного согласия.
*      Отсутствие или присутствие материальной пользы.

Шуточные игровые тесты:
Тест «Кто я» (1-ый вариант)
Написать 10 названий домашних и диких животных. Затем ведущий говорит первую часть фразы, а все зрители продолжают,    читая названия своих животных.
1. Дома я как…
2. На работе я как…
3. С начальством я как…
4. С подчиненными я как…
5. С друзьями я как…
6. С мужем или женой я как…
7. С детьми я как…
8. В общественном транспорте я как…
9. В очереди в магазине я как…
10. Кто же я на самом деле…
Тест «Кто я» (2-ой вариант.)
 Написать 5 названий любых животных, птиц, насекомых, рыб.
1. В общественной жизни я как…
2. В личной жизни я как…
3. В любви я как…
4. Думаю я о себе, что я…
5. А на самом деле я…
Тест «Кто я» (3-ий вариант)
 Нарисовать фантастическое животное и дать ему название. Комментарий рисунка.
  1. Если у вашего животного отсутствуют рога, зубы, клыки, острые углы, то вы добрый и мягкий человек, если наоборот, то вы агрессивный человек.
  2. Если есть уши, то вы внимательны.
  3. Если есть хвост, то вы принципиальны, а если хвост загнут вверх, то вы хвастливый.
  4. Если есть нос, то вы любопытный.
  5. Если есть ноги и все они в одной плоскости, то вы устроены в жизни и твердо стоите на ногах, самостоятельны.
  6. Если название животного и части от названия не существуют в жизни, в словаре, то вы человек творческий.
Тест «Кто я» (4-ый вариант).
 Нарисовать человечка из геометрических фигур, не менее 10 фигур. Затем посчитать, каких фигур больше.
Значение фигур: треугольник – означает лень и сексуальность
                            круг – доброта
                            квадрат – практичность

Тест «Кто я» ( 5-ый вариант)
Написать 5 строчек своих любимых песен.
Значение:   1 строчку песни вы пели, когда родились.
                   2 строчку пели в 16 лет.
                   3 строчку спели или споете в новобрачную ночь.
                   4 строчку после новобрачной ночи.
                   5 строчку, уходя на пенсию
Тест « Кто есть кто?»
 Написать пять прилагательных.
Комментарий – импровизация ведущего на тему «Ваш жених или невеста»
 Первое прилагательное – это голова , второе – фигура, третье – походка, четвертое – ноги, пятое – глаза или душа ( возможны другие комбинации ).


Составление сценария – это наиболее трудоемкая часть работы организатора игры. От его умения работать с литературой, его общей эрудиции, его вкуса зависит качество сценария.
Генкин Д.М. считает, что сценарий – это художественно-педагогическая программа организации информации и управления аудиторией. Сценарий можно составлять по-разному: тезисно, подробно. Вот несколько советов, необходимых в любом случае:
*      в сценарий должны быть внесены стихи, прозаические отрывки, тексты ведущего и исполнителей ролей;
*       в сценарии обязательно должны быть отмечены все музыкальные и шумовые фрагменты с указанием композиторами и авторов слов;
*      в сценарии должны быть указаны световые эффекты, технические приемы, художественно-изобразительные средства, игровой реквизит, средства активизации зрителей;
*      при формировании сценария необходимо указывать: место проведения, дату написания, жанр сценария, аудиторию, автора или составителя сценария; действующих лиц, игровой реквизит и дать советы режиссеру-постановщику или организатору программы;
*      сценарий должен быть композиционно выстроен (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка-финал)