ПРОФИЛАКТИКА КУРЕНИЯ


«Методическая разработка школьной профилактической программы, направленной на укрепление здоровья. Профилактика курения в школе»
Цель:
- пропаганда здорового образа жизни
- сформировать негативное отношение подростков к курению и снизить риск приобщения к этой вредной привычке.
 Задачи:
1. Образовательная:
систематизация и обобщение знаний детей о полезных и вредных привычках, дать представление о том, что важнее прививать полезные привычки, чем искоренять вредные.
2. Воспитательная:
воспитывать у детей желание вести здоровый образ жизни и пропагандировать его. 
3. Развивающая:
развивать у детей творческие способности, внимание, логическое мышление.
Технологии:
Компьютерные (новые информационные) технологии.
Оборудование:
Плакаты, карикатуры: “Полезные и вредные привычки”.
Видеоролик о вреде курения.
Участники программы: 2 классы, которые разделены на команды.
Время и место проведения:   кабинет №201, время 14-00ч.,  1 апреля 2013г.
Продолжительность: 45-50 мин.
Ход мероприятия:
Побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра. (Конфуций)
Ученик:
ДЕВИЗ:
Мы - за здоровье, мы - за счастье,
Мы - против боли и несчастья!
За трезвый разум, за ясность мысли,
За детство, юность, за радость жизни!


Звучит 1 куплет и припев песни «Дети земли». Музыка и стихи В. Ударнова.
Педагог 1:
Как хорошо, что мир на планете.
Как хорошо, что солнце светит,
и мы хотим, чтоб были здоровыми дети.
Тем более что, ваше здоровье - в ваших руках.
Педагог 2:
Здравствуйте!
Что такое «Здравствуй?» -
Лучшее из слов,
Потому что «Здравствуй!»
Значит «Будь здоров!».
Педагог 1:
А для чего люди здороваются? - желают друг другу здоровья. Давайте еще раз поприветствуем, друг друга и пожелаем всем здоровья.
-        Здравствуйте, девочки! - здравствуйте.
Педагог 2:
-        Здравствуйте, мальчики! - здравствуйте.
Педагог 1:
-        Здравствуйте, педагоги! - здравствуйте.
Педагог 2:
-        Здравствуйте, все! - здравствуйте.
Педагог 1: Мы радуемся жизни. Жизнь – это то, что люди больше всего стремятся сохранить, но меньше всего берегут!
 «Коробочка»
Педагог 1:  А прежде чем начать наше мероприятие, я кладу цветную коробочку в центр, рядом записку “нельзя”. Коробочка стоит с начала занятия, а в нее нельзя заглядывать. Соображения о том, что может находиться в коробочке ребята догадаются в конце мероприятия.
Ученик 1:
Я желаю Вам, ребята,
Быть здоровыми всегда,
Но добиться результата
Невозможно без труда.
Ученик 2:
Постарайтесь не лениться –
Каждый день перед едой,
Прежде чем за стол садиться,
Руки вымойте водой.
Ученик 3:
И зарядкой занимайтесь,
Ежедневно по утрам,
И конечно закаляйтесь –
Это так поможет Вам!
Ученик 4:
Свежим воздухом дышите
По возможности всегда,
На прогулки в лес ходите,
Он вам силы даст, друзья!
Педагог 2:
Что же может навредить твоему здоровью?
Вредно переедать, есть много сладкого, вредно мало двигаться, долго и много сидеть у телевизора, компьютера, сидеть согнувшись. Вредно есть немытые фрукты и овощи…
Педагог 1:
А еще здоровью вредят курение, алкоголь, наркотики.
Как Вы считаете: что заставляет ребят пробовать эти опасные для жизни и здоровья вещества? (высказывания детей)
-        Некоторым интересно, какие возникают ощущения при этом.
-        Другие хотят быть похожими на старших.
-        Кто-то не хочет курить, но отказаться в компании неудобно.
-        Может быть, кто-нибудь хочет понравиться тем друзьям, кто уже курит или уже выпивает.
-        Некоторые это делают назло своим близким – из-за обиды или просто, чтобы показать свою независимость.
Конкурс «Частокол»
Педагог 1: В следующем конкурсе, который называется «Частокол», побеждает та команда, которая сумеет быстрее остальных расшифровать совет докторов. Для этого надо «собрать» зашифрованные буквы. Капитаны, получите шифровки. Итак, начали!
Командам выдаются одинаковые карточки, пока они думают над шифровкой, звучит музыкальная заставка. По окончании работы поднимается флажок.
1)В здоровом теле – здоровый дух!
3-8-5-15-17-15-3-15-13-19-6-12-6---8-5-15-17-15-3-28-10-5-20-22!
2)«Здоров будешь – все добудешь!»
8-5-15-17-15-3-2-20-5-6-25-27---3-18-6-5-15-2-20-5-6-25-27!)
А(1), Б(2), В(3), Г(4), Д(5), Е(6), Ж(7), З(8), И(9), Й(10), К(11), Л(12), М(13), Н(14), О(15), П(16), Р(17), С(18), Т(19), У(20), Ф(21), Х(22), Ц(23), Ч(24), Ш(25), Щ(26), Ь(27), Ы(28), Ъ(29), Э(30), Ю(31), Я(32)
Педагог 2: Данные для размышления:
*    В табачном дыме обнаружено до 6 тысяч различных химических соединений и более 30 из них относятся к разряду натуральных ядов.
Педагог 1:
*    До 50% химических соединений, содержащихся в табачном дыме, приходится на канцерогены, вещества вызывающие развитие раковых заболеваний. У много и долго курящих людей в легких этих веществ накапливается более килограмма.
Педагог 2: А вот и они, вредные составляющие табака. Послушаем, что же они сами о себе расскажут (выступают химические компоненты табака).
Ученик 5:
Я никотин, я вредный яд!
Я навредить вам буду рад.
Сосуды я сужаю, ритм сердца учащаю,
И ваша нервная система
Пострадает непременно!
Я – злейший враг ваш – никотин!
Я в сигарете не один.
Ученик 6:
А я простой угарный газ,
Я тоже навредить горазд!
С гемоглобином в связь вступаю
И гипоксию вызываю!

Ученик 7:
Мой резкий запах знает всяк
Я, всем знакомый, аммиак.
Я вредить вам обожаю –
Я слизистые раздражаю…
И в результате, без сомнения,
В них вызываю воспаления.
Ты аммиака не боись,
Я сокращаю твою жизнь.
Сильнейший я канцероген
И, значит, рак грозит вам всем!
Ученик 8:
А мы, тяжелые металлы,
За вредность набираем баллы:
Снижаем мы иммунитет,
Мутаций, оставляя след…
Мы тоже вызываем рак,
Так кто же самый злейший враг?

Педагог 2:
     Когда человек впервые прикасается к сигарете, он не задумывается о тех последствиях, к которым может привести курение табака. В одной сигарете концентрация этих веществ невелика.
 Педагог 1:
     Но как гласит народная пословица «Капля камень точит» и каждая выкуренная сигарета оставляет определенный след в организме. В итоге, рано или поздно, у курящих возникают патологические изменения в органах дыхания, сердце, желудочно-кишечном тракте, что приводит к развитию тяжелых болезней и укорочению жизни.
Посмотрим видеоролик о вреде курения!
Педагог 1:
Упражнение «Ромашка» откровений»
     Я предлагаю участникам вытянуть по одной карточке, на которой написана фраза. Ваша задача продолжить эту фразу. 
1.     Я отличаюсь от других тем, что …
2.     Моя самая большая проблема – это…
3.     Я счастлив потому, что…
4.     Меня радует, когда…
5.     Меня раздражает, когда …
6.     Я себе не нравлюсь за то, что…
7.     Самое моё лучшее качество – это …
8.     Я обижаюсь когда …
9.     Я себя люблю за то, что …
10.            Я хочу чтобы …
11.            Если бы я был волшебником …
12.            Мне хотелось бы изменить …
13.            Друзья меня ценят за …
14.            Моё жизненное кредо …
15.            Я не смогу простить человека, если он …
16.            В людях я больше всего ценю …
17.            Мир вокруг кажется мне …
18.            Иногда люди не понимают меня, потому, что …
Педагог 2:
Сейчас предлагаю вам прокомментировать мотивы, по которым подростки начинают курить.
Мотивы, по которым подростки начинают курить:
Мотив
Комментарий
Любопытство
Подросток готов начать курить, если первая проба доставила удовольствие. Он считает, что сможет отказаться от табака, когда захочет.
Но даже малые дозы табака вызывают зависимость!
Желание казаться взрослее
Подросток хочет произвести впечатление взрослого и независимого в глазах сверстников.
Чаще всего сам подросток себя таким не считает!
За компанию
Порой это происходит вопреки личному желанию, лишь бы быть принятым в понравившуюся компанию.
Чтобы похудеть
Это примерно то же, как если бы привить себе какую-нибудь болезнь и «таять на глазах» от нее.
Потому что это модно
В современном мире число курильщиков увеличивается в экономически неразвитых странах, а в странах с высоким уровнем жизни число курильщиков сокращается.
Под влиянием рекламы
Красивые пачки в кино и на витринах. Реклама с преуспевающими молодыми людьми, которые занимаются настоящим делом и, конечно, курят, потому что им некогда заниматься своим здоровьем.
Многим кажется, что курение приближает их к респектабельной жизни, но именно респектабельные (успешные, с высоким уровнем достатка) люди наиболее активно отказываются от курения!
Педагог 1:
Курительная зависимость, как и любая другая зависимость доставляет большие проблемы. Вот симптомы, появляющиеся при отказе от курения: Усиливаю­щийся кашель, головная боль, трудности концен­трации внимания, сухость во рту, повышен­ная не­рвозность, запор, утомляе­мость, повыше­ние массы тела
Педагог 2:
Что выигрывает человек, отказавшись от курения:
· через неделю улучшается цвет лица, пропадает неприятный запах от кожи, волос, дыхания;
Педагог 1:
· после первого месяца становится легче дышать, исчезает головная боль, повышается вкусовая чувствительность;
Педагог 2:
· за полгода улучшаются спортивные показатели – пульс становится ровнее, увеличивается время задержки дыхания, что говорит о хорошей форме;
Педагог 1:
· можно посчитать сэкономленные деньги и сделать себе подарок на эту сумму.
Конкурс «Походка спортсмена»
Педагог 2:
Вот мы сейчас и узнаем, дружны ли вы со спортом. Вам предстоит изобразить походку спортсмена, но не любого, а того, который достанется вашему капитану.
Капитаны вытягивают карточки с заданием – изобразить походку: штангиста, бегуна, пловца, лыжника, конькобежца, боксера, каратиста и тд.
Педагог 1:
Сейчас я предлагаю вам принять участие в викторине. Я буду задавать вопросы, а вы, подняв руку, будете отвечать на них. За каждый правильный ответ вы будете получать жетон. Когда все вопросы будут заданы, мы подведем итоги и тот, кто набрал больше всех жетонов, получит приз. Итак, начнем(Показ слайдов)
Педагог 2:
1.    Закончи пословицу: «Здоровье сгубишь –  … (Новое не купишь)
Педагог 1:
2.    Какие вредные привычки оказывают губительное влияние на здоровье человека? (Курение, алкоголь)
Педагог 2:
3.    Один  из самых опасных ядов растительного происхождения? (Никотин)
Педагог 1:
4.    Кого называют «курильщиками поневоле»? (Тех, кто находится в обществе курящих)
Педагог 2:
5.    Какой русский царь, будучи заядлым курильщиком, всячески склонял к курению своих приближенных и способствовал ввозу табака в страну? (Петр 1)
Педагог 1:
6.    Назовите главные факторы здоровья. (Движение, закаливание, питание, режим).
Педагог 2:
7.    Какие болезни влечет за собой пагубная привычка – курение? (Бронхит, рак легких, сердечнососудистые заболевания, заболевание нервной системы, астма, заболевания желудка, раковые заболевания губы, рта, горла, пищевода, крови).

Педагог 1:
То, что курящий наносит вред своему здоровью, это, в конце концов, его личное дело. Но он подрывает здоровье членов семьи, окружающим. Каждый некурящий практически насильственно приобщается к табаку. А ведь организм некурящего человека намного чувствительнее к табачному дыму в сравнении с организмом курящих.
Педагог 2:
Дети курящих родителей в 2 раза чаще болеют ОРЗ, бронхитами, воспалениями легких. В моче у таких детей обнаруживаются канцерогенные вещества. Это значит, что они прошли через весь организм и кто знает, что они наделали нам по дороге.
Педагог 1:
Жены, которым достались курящие мужья, в среднем живут на 4 года меньше.
Педагог 2:
Сейчас, чтобы узнать ваше отношение к курению, мы проведем анкетирование (дети поднимают карточки с нужным цветом)
Педагог 1:
Анкетирование «Твое отношение к курению»
1.  Ваше отношение к курению.
*    Я не курю, не пробовал и не имею желания.
*    Я пробовал курить, но мне не понравилось.
*    Я курю просто так, чтоб не быть «белой вороной», но мне особо это не нравится.
2. Как вы относитесь к курению других?
*    Пусть курят, если им это нравится, мне все равно.
*    Они это делают зря, потому что губят свое здоровье.
*    Меня это возмущает, потому что они губят не только свое здоровье, но и здоровье окружающих.
3. Как вы относитесь к курению девушек?
*    Положительно.
*    Безразлично.
*    Отрицательно.
4. Вы бы хотели, чтоб ваша будущая жена, мать ваших будущих детей/ муж, отец ваших будущих детей курили?
*    Да.
*    Нет.
*    Мне все равно.
Педагог 1:
Упражнение «Возьмись за…»
Принимают участие все или две команды. Под музыку все танцуют. Время от времени музыку прерывает команда ведущего: «Возьмись за …» Взяться может быть предложено за: желтое, красное, синее и т.д., за свой нос, за свою коленку, за чужой нос, за коленку соседа, за ведущего. Каждый раз из игры выбывает тот, кто не успел взяться за указанное. Ведущий определяет, когда прекратить игру и сколько победителей объявить.
Педагог 1:
А теперь послушайте, что гласит о курении народная мудрость:
*    Кто курит табак, тот себе враг.
Педагог 2:
*    Курильщик сам себе могильщик.
Педагог 1:
*    Табак – здоровью враг.
Педагог 2:
*    Табак уму не товарищ.
Педагог 1:
*    Табачное зелье – утеха в безделье.
Педагог 2:
*    Табачный дурман с разумом не ладит.
Педагог 1:
*    С папиросой сдружился, с окурком умрешь.
Педагог 2:
*    Полюбил табак – впереди рак.
Педагог 1:
*    Труд деньги собирает, а куренье их по ветру пускает.
Педагог 2:
*    Тот долго живет, кто не курит и не пьет.
Педагог 1:
Нам всем с детства знакомо стихотворение Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Так как наше мероприятие посвящено  здоровому образу жизни давайте послушаем его в новом содержании, что из этого получилось.
Стихотворение «Что такое хорошо…»
Педагог 1: Кроха–сын пришел к отцу
И спросила кроха:
Педагог 2(Сын): «Если я курить начну – это очень плохо?»
Педагог 1: Видимо врасплох застал
Сын отца вопросом.
Папа быстро с кресла встал,
Бросил папиросу,
И сказал отец тогда,
Глядя сыну в очи:
Педагог 2(Отец): «Да, сынок, курить табак –
Это плохо очень».
Педагог 1: Сын, услышав, сей ответ,
Снова вопрошает:
Педагог 2(Сын): «Ты же куришь много лет
И не умираешь?»
Педагог 1 (Отец): «Да, курю я много лет,
Отдыха не знаю.
Я не видел страшных бед,
А голова – седая.
Закурил я с юных лет,
Чтоб казаться взрослым,
Ну а стал от сигарет
Меньше нормы ростом.
Я уже не побегу
За тобой вприпрыжку,
Бегать быстро не могу,
Мучает одышка.
Прошлым летом, иль забыл,
Что со мною было?
Я в больницу угодил,
Сердце прихватило.
Целый месяц пробыл там.
Еле откачали.
Да спасибо докторам –
Умереть не дали.
Сердце, легкие больны,
В этом нет сомненья.
Я здоровьем заплатил
За свое куренье.
Никотин – опасный яд
Сердце поражает,
А смола от сигарет
В бронхах оседает.
А угарный газ СО,
Попадает с дымом,
И в крови  вступает он
В связь с гемоглобином.
И курильщика всегда
Гипоксия мучит,
Под глазами синева
Почернее тучи».
Педагог 2(Сын): «Ну и ну! – воскликнул сын, -
Как ты много знаешь
Про смолу и никотин…
Бросить не желаешь?!»
Педагог 1 (Отец): «Дорогой, сыночек мой,
Я б тебе слукавил,
Да, признаться, лишь с тобой
Факты сопоставил.
Я бросал курить раз 5,
Может быть и больше,
Да беда, курю опять –
Не хватает воли».
Педагог 2(Сын): «Нет, ты сильный, мой отец,
Волевой и смелый,
Завершишь ты, наконец,
Начатое дело.
Я хочу, чтоб ты курить
Бросил эту гадость,
Некурящим надо жить
Всем родным на радость.
Знаю, что курить бросать
Никогда не поздно.
Трудно снова не начать,
Трудно, но возможно.
Ты мой папа, я – твой сын,
Справимся с бедою.
Ты бросал курить один,
А теперь нас двое.
Я и мама не хотим
Мы курить пассивно,
К нам ведь тоже никотин
Попадает с дымом.
И семейный наш бюджет
Станет побогаче.
Купим мне велосипед,
Чтоб гонять на дачу».
Педагог 1: «Ну и кроха! Вот так сын
-Хитрован ужасный -
Все проблемы в раз решил,
Педагог 2 (Отец): Ладно, я согласен.
Но условия скорей
Тоже выдвигаю –
Ты и пробовать не смей
Я ж курить бросаю».
Педагог 1: И решили впредь еще
и отец и кроха:
Вместе: «Будем делать хорошо
И не будем плохо»!
Педагог 1: 
Легенда: «В одном селении жили два умных человека, один был добр и справедлив, и его уважали, к нему шли за советом и разрешением конфликтов, другой был хитер, зол и расчетлив, люди, несмотря на его ум, не шли к нему за помощью. Злобный старец решил всем доказать несовершенство доброго мудреца таким способом: он поймал бабочку, собрал жителей, позвал мудреца и спросил что он сам держит  в руках. Добрый старец ответил – бабочку. «Живая она или мертвая?» - был следующий вопрос. И старец ответил: «Сейчас все зависит только от тебя: захочешь, распахнешь ладони, и она живая полетит, а захочешь, сожмешь, и она умрет. Все в твоих руках!». Мораль такова: ваша жизнь и ваше здоровье в ваших руках. Педагоги, врачи, родители могут повлиять, помочь информацией, но решение принимать вам. И мы надеемся, что оно будет правильным.
Педагог 1:  Просто хочется, чтобы вы понимали, как здорово быть свободным и здоровым, чтобы вы ценили свое тело и добровольно не калечили свою душу. Каждый отвечает за себя сам, помня, что здоровье и тело у него одно-единственное и другого не будет. Вы уже в том возрасте, когда способны думать о том, как жить сегодня, чтобы иметь шанс увидеть завтра.
Педагог 1:
 «Коробочка»
Педагог:  В начале нашего мероприятие, я клала цветную коробочку в центр, рядом записку “нельзя”.
Как вы думаете, что может находиться в коробочке? (ответы детей)
Что дороже всего на свете? Что не купишь за деньги?
Правильно, ЗДОРОВЬЕ!
Заключение
Педагог 2:
Вы старательно поработали. А теперь скажите, что вам понравилось на нашем мероприятии, что вы узнали нового, какие полезные советы получили?
Заключительные слова педагога:
Педагог 1:
Встаньте, пожалуйста. Взявшись за руки, произнесем слова:

Всем здоровья мы желаем,
Никого не обижаем.
Хватит места на земле
Людям всем, животным, мне.
Чтоб земля наша цвела,
Мы желаем всем добра!

Самооценка.

Педагог 1:

А сейчас давайте в цвете выразим свое отношение к здоровью. Я прошу вас выбрать цветные наклейки в соответствии с вашим мнением:
Зеленый цвет – я буду стараться вести здоровый образ жизни.
Желтый цвет – я не уверен в своем выборе.
Красный  цвет – я равнодушен к своему здоровью.

Педагог 2:

Надеюсь, что сегодняшнее мероприятие вам понравилось, и вы почерпнули из него много полезного для себя.

Все вместе:

Ведь «Здоров будешь – все добудешь!».

Комментариев нет: